пятница, 24 августа 2012 г.

Действительно ли сертификация для тестировщиков что-то значит в нашей отрасли?


Действительно ли сертификация так важна для тестировщиков? Я работаю в Украине и у меня ни разу не попросили ни одного сертификата. Но, говорят, что сертификация требуется в США – без нее там никуда. Мой знакомый тестировщик из Штатов говорит, что у них без сертификации вполне возможно работать, а вот в Европе или в Канаде – вот там уже точно никуда. Так действительно ли нужна сертификация тестировщикам?


Эта тема все чаще и чаще всплывает в последнее время. И вправду как определиться: нужно оно тебе или нет, ведь сертификация недешева. У меня, признаюсь честно, был один сертификат. На заре своего джуниорства я-таки набралась смелости и выделила четверть своей зарплаты на прохождение теста на brainbanch для получения сертификата уровня software tester. Тест я прошла и сертификат получила. Действовал он три года, поэтому некоторое время назад передо мной встал вопрос: а продлевать ли сертификат?
За эти три года много воды утекло. Во-первых, мой уровень сильно повысился и проходить снова тест на уровень Software Tester как-то уже даже неприлично. Во-вторых, за это время сертификат у меня попросили аж ноль раз. И, в-третьих, и это самое главное, brainbanch из некогда популярной и престижной штуки превратился в организацию, о которой не знает почти никто.
Я оглянулась по сторонам, увидела еще несколько престижных и дорогих  сертификаций (тоже примерно на четверть, но уже выросшей зарплаты). И возник вопрос: а стоит ли? Вопрос возник не только у меня, множество тестерских форумов пестрят темами со схожими названиями. Этот вопрос часто обсуждается в кулуарах. Точка зрения «наших» тестировщиков более-менее ясна: «Это нужно там!» А что на этот счет думают тестировщики «оттуда»? Я попыталась обобщить всю полученную информацию и представить ее здесь. Для тех, кому лень обшаривать кучу англоязычных форумов в поисках этой информации :)
Авторы высказываний: тестировщики, которых нанимали, и тестировщики, которые нанимали.
Диаграмма иллюстрирует наиболее распространенные ответы на вопрос: зачем нужна сертификация?

Наибольшее количество ответивших высказалось за то, что сертификация не важна при устройстве на работу (31%). На втором месте те, кто считают, что она – бесполезна: сертификация означает только то, что ты просто прочитал какую-то книгу и понимаешь основную терминологию тестирования (27%). Около 14% ответивших считают, что на самом деле сертификация не нужна тестировщикам, а нужна HR’ам, поскольку они не всегда разбираются в специфике работы и терминах, а наличие или отсутствие сертификата позволяет отбраковать кандидатов на раннем этапе. Столько же (14%) считают, что сертификация нужна и важна, поэтому всегда просят ее на собеседовании (а, может, это те же эйчары из предыдущего пункта? J). 9% ответивших считают, что сертификация абсолютно не нужна для того, чтобы устроиться на работу тестировщиком, но вот чтобы продвинуться по службе – нужна обязательно. Т.е. если предполагаемая должность высока – то и сертификация должна быть в наличии. И, наконец, самая небольшая часть опрошенных (5%) считает, что сертификация важна только тогда, когда тестировщик приходит из другого региона и ему надо иметь какие-то гарантии своих знаний (в качестве примеров таких регионов приводилась Азия и некоторые ее страны, Украины и России не нашла :) ).

Самые типичные ответы в подтверждение своей точки зрения были такие:

«Я не слышал ни об одном тестировщике в Кремниевой долине, которому нужна была бы сертификация для того, чтобы устроиться на работу. Меня никто ни разу не спрашивал о сертификате, но, конечно, может мне это еще предстоит, ведь у меня всего-то 12 лет опыта».

«Если при отборе обращать внимание только на сертифицированных тестировщиков, или даже ставить сертификацию во главе угла, то можно реально упустить очень хороших тестировщиков, у которых нет сертификации».

«Я работаю в тестировании уже 13 лет и 4 года назад наше руководство решило, что наш отдел тоже должен работать по определенному процессу. Тогда же назрел вопрос сертификации. Сертификации для тестировщиков, которые к тому времени даже не слышали про unit-тесты. Мы все успешно прошли сертификацию, и вот уже 3 года у нас все хорошо: у нас именно такой процесс, какой мы хотели, у нас сертифицированные программисты, и наши тестировщики теперь стремятся к развитию и постоянно познают что-то новое».

«Сертификация нужна только студентам, которые закончили пару курсов, прошли пару сертификаций и теперь ищут работу. Таким кандидатам я отдаю предпочтение во время собеседований перед теми, кто вообще ничего не делал. Если же у тестировщика есть хотя бы пару лет опыта – очень малое количество работодателей всерьез будут интересоваться его сертификатами».

«В нашей организации очень трепетно относятся к образованию: всяческим курсам, сертификациям и пр. И очень активно это все продвигают. Сертификаты – это способ оценить человека сразу же. Если у тестировщика нет сертификатов и он не ходит на курсы, значит, ему не интересна его работа, значит, он тут только для того, чтобы отсидеть положенное время и уйти. Нам же нужны творческие люди».

«Сертификация совершенно не влияет на то, получишь ли ты работу в отрасли. Но она влияет на то, какую должность ты при этом будешь занимать. Очевидно, что сертифицированный специалист должен занимать более высокую должность».

«Наша отрасль развивается так стремительно, что сертификат, полученный пару-тройку лет назад, уже не имеет смысла. Да уже и сейчас многие сертификации далеки от реалий отрасли и самых актуальных тенденций».

В принципе, ответы не очень сильно отличаются от наших. Так зачем же нужна сертификация тестировщику?
Хочется ответить в духе: «Если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно». Вопрос только: кому?  

1 комментарий: